ОГБУЗ «Зиминская ГБ»

Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Зиминская городская больница»

(39554) 3-18-76

Адрес: 665382, Иркутская область,
г. Зима, ул. Калинина, 88
e-mail: Zimamuz@yandex.ru

КАК БРОСИТЬ КУРИТЬ

Profilaktika_kureniya_u_podrostkov-_tabakokureniya_i_alkogolizma-_preduprezhdenie.jpg
История табакокурения или как все это начиналось

345.jpg

Современная статистика показывает удручающую картину. Посмотрим же с чего это все начиналось.

Табак, как представитель дикой флоры, был известен в древности в Европе, Азии, Африке. Его листья сжигали в костре, их дым оказывал на людей одурманивающее действие.

Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с курением табака. Во время своего первого путешествия в Новый Свет в 1492 году он увидел, как жители острова Куба сосут туго свернутые листья какого-то растения. Растение это называлось каоба, а трубки для курительной смеси – табако. Отсюда и произошло слово табак.

Нюхательный табак был завезен во Францию приблизительно в 1559 году, в 1586 году табак был завезен в Англию. Во второй половине XVI века табак попадает в другие европейские государства, а вскоре и в страны Азии.

В России табак появился в самом начале XVII века. Долгое время курение табака преследовалось в соответствии с Царскими Указами: виновных секли, а, застав за курением повторно, отправляли в ссылку. Царь Алексей Романов в 1649 г. издал указ, по которому было велено пытать всех, у кого будет найден табак, бить кнутом до тех пор, пока виновный не признается, где достал «бесовское зелье», а уличенным в продаже табака велено «резать носы» и ссылать на дальние поселения. Разрешение на свободную продажу и курение табака было получено при Петре I (который поощрял его как признак европейского стиля жизни).

Наряду с поклонниками табакокурения стремительно росло число его противников. Выяснилось, что табак, в частности его дым, осложняет многие заболевания, особенно легочные. Стали наблюдаться случаи острого отравления табаком. Правительства ряда стран стали издавать законы по борьбе с курением.

Всемирный день отказа от курения

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 1988 году объявила 31 мая Всемирным днем без табака (World No Tobacco Day), который сегодня входит в систему всемирных и международных дней ООН. И ежегодно ВОЗ и партнеры повсеместно отмечают этот День, привлекая внимание к опасностям для здоровья, связанным с употреблением табака, и призывая проводить государства эффективную политику по уменьшению масштабов потребления табака. Перед мировым сообществом была поставлена задача — добиться того, чтобы в 21 веке проблема табакокурения исчезла. 21 век наступил, но проблема не исчезла. Борьба с никотином продолжается. И глобальной целью Всемирного дня без табака является содействие защите нынешнего и будущих поколений не только от разрушительных последствий для здоровья, но также и от социальных, экологических и экономических бедствий, связанных с употреблением табака и воздействием табачного дыма. Ведь употребление табака является отдельной самой значительной предотвратимой причиной смерти и в настоящее время, по данным ВОЗ, приводит к смерти каждого десятого взрослого человека в мире. К тому же, ВОЗ сообщает о более чем 25 заболеваниях, течение которых ухудшается под воздействием курения (сердечнососудистые, легочные и онкологические заболевания). Ежегодно от «табачной эпидемии» в мире умирает около 6 миллионов человек (более 600 тысяч из которых, не являясь курильщиками, умирают из-за воздействия вторичного табачного дыма). При отсутствии действий к 2030 году эта цифра вырастет до 8 миллионов человек. 

10 фактов ВОЗ о курении среди женщин

Табачная промышленность настойчиво завлекает женщин с тем, чтобы расширить свою потребительскую базу и заменить тех потребителей, которые бросают курить или преждевременно умирают в результате рака, инфаркта, инсульта, эмфиземы или других болезней, связанных с табаком.

4535.jpg

Факт 1

Около 200 миллионов из одного миллиарда курильщиков в мире – женщины.

Среди потребителей табака гораздо меньше женщин, чем мужчин. Во всем мире курит примерно 40% мужчин по сравнению с почти 9% женщин. Однако масштабы эпидемии употребления табака среди женщин в некоторых странах возрастают.

Факт 2

В настоящее время в некоторых странах курит одинаковое число девочек и мальчиков.

Проведенное ВОЗ обследование тенденций курения среди молодежи показало, что в половине из 151 страны, в которых проводились обследования, курило одинаковое число девочек и мальчиков. Фактические данные позволяют предположить, что многие из этих мальчиков и девочек будут продолжать курить в зрелые годы. Запрет рекламы табака в соответствии с призывом Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака может способствовать прекращению дальнейшего расширения масштабов употребления табака среди девочек.

Факт 3

Мальчики и девочки начинают употреблять табак по разным причинам.

Гораздо больше девочек, чем мальчиков, курят, потому что ошибочно считают, что курение является хорошим способом контролирования веса. Курение среди девочек ассоциируется с низкой самооценкой, а имеющиеся фактические данные из некоторых развитых стран показывают, что девочки имеют более низкую самооценку, чем мальчики. Стратегии по борьбе против табака должны принимать во внимание тот факт, что на решения мальчиков и девочек в отношении употребления табака оказывают воздействие разные культурные, психосоциальные и социально-экономические факторы.

Факт 4

Ежегодно в результате употребления табака умирает 1,5 миллиона женщин.
Более чем из 5 миллионов людей, ежегодно умирающих в результате употребления табака, примерно 1,5 миллиона женщин. Большинство (75%) из этих женщин живет в странах с низким и средним уровнем дохода. Если не принять срочные меры, то к 2030 году число людей, ежегодно умирающих в результате употребления табака, достигнет 8 миллионов человек, 2,5 миллиона из которых составят женщины.

Факт 5

Женщины представляют одну из крупнейших мишеней табачной промышленности.

Табачная промышленность щедро финансирует кампании маркетинга, направленные на женщин посредством рекламы, которая на основе гендерных стереотипов ложно связывает употребление табака с представлениями о красоте, престижности и свободе. Промышленность активно заманивает женщин, так как в настоящее время табак употребляют относительно немногие из них. К тому же, растет число женщин, которые могут позволить себе покупать табачные изделия.

Факт 6

“Легкие” сигареты более распространены среди женщин.

Стратегии маркетинга завлекают потребителей с помощью таких обманчивых категорий, как сигареты “легкие” и сигареты “с низким содержанием смол”. “Легкие” сигареты курит больше женщин, чем мужчин (63% против 46%), зачастую ошибочно веря в то, что “легкие” означают “более безопасные”. В действительности, “легкие” курильщики часто втягиваются в компенсаторное курение, затягиваясь глубже и чаще для поглощения желаемого количества никотина.

Факт 7

Табак по-разному вредит мужчинам и женщинам.

Курящие женщины с большей вероятностью, чем некурящие женщины, страдают от бесплодия и задержек в наступлении беременности. Курение во время беременности повышает риск преждевременных родов, мертворождений и смерти новорожденных и может приводить к уменьшению количества грудного молока. Курение повышает риск развития у женщин рак шейки матки.

Факт 8

64% случаев смерти в результате воздействия вторичного табачного дыма происходит среди женщин.

Во всем мире ежегодно происходит 430 000 случаев смерти в результате воздействия вторичного табачного дыма. 64% этих случаев происходит среди женщин. В некоторых странах угроза воздействия на женщин вторичного табачного дыма превышает угрозу того, что они начнут употреблять табак. Более 90% населения мира до сих пор не защищено всесторонними национальными законами по обеспечению среды, свободной от табачного дыма.

Факт 9

Курящие люди не должны подвергать воздействию вторичного табачного дыма людей, с которыми они живут и работают.

Женщины и дети часто бывают не в силах отстаивать пространства, свободные от табачного дыма, в том числе в их домах, на работе и в других общественных местах. Каждый человек, независимо от возраста и пола, должен быть защищен от вторичного табачного дыма.

Факт 10

Важной частью любой стратегии по борьбе против табака является борьба против употребления табака среди женщин.
Программы по предотвращению и прекращению употребления табака должны быть интегрированы в службы по охране здоровья матерей и детей и службы по репродуктивному здоровью.

О курении молодежи

grgtr.jpg

Цель табачных компаний – завлечь в свои сети МОЛОДЕЖЬ.

Для того чтобы существовать и развиваться, табачной промышленности постоянно необходим приток новых потребителей, чтобы заменить умерших курильщиков или бросивших курить потребителей табака.

Наибольшую прибыль  табачным компаниям приносят молодые потребители табака, потому что:

  • Чем моложе курильщик, тем дольше он будет приносить доход для производителей табака;
  • Чем меньше возраст «первой сигареты», тем выше вероятность того, что подросток станет заядлым курильщиком ,и не откажется в будущем от этой привычки.Поэтому, для табачной промышленности так важен  именно молодежный сегмент их рынка, как самый легкодоступный, долговременный и прибыльный. В связи с этим, большая часть их маркетинговых стратегий направлена на целевую аудиторию – молодежь.

Молодые люди чаще всего и не подозревают, что становятся объектами прицельного внимания табачных компаний. А попавшие в сети табачных компаний иллюзорно считают, что курение  – это реализация их свободы выбора и проявления независимости и взрослости.

А действительно ли это так? Давайте рассмотрим наиболее популярные среди курильщиков утверждения.

Миф: курение – реализация права на свободу выбора

Это глубокое заблуждение, тщательно культивируемое табачными компаниями. Для того,  чтобы Вы пришли к такой мысли, лучшие фотографы, модели и стилисты участвовали в создании рекламы сигарет*, которая размещена в модных глянцевых журналах. Образы табачных изделий представлены  в кинофильмах, на телевидении. При этом реклама табака акцентирует внимание потребителя на якобы существующей связи между курением, с одной стороны, и успешностью и стилем — с другой. Именно поэтому в рекламе так часто используются такие слова и символы, как «гламур, жизненная энергия, привлекательность, интересные и романтичные занятия» и т.п. Тщательно разработанные маркетинговые стратегии направлены на то, чтобы побудить молодых людей начать курить.

dfsdsf.jpg

*В настоящее время реклама табачных изделий на территории РФ запрещена. Но созданный в результате рекламы положительный образ табачных изделий всё ещё продолжает действовать.

Вывод: Выбор в пользу курения НЕСВОБОДЕН ПО СВОЕЙ СУТИ, так как навязан  табачной компанией в угоду своих корыстных интересов и сделан под влиянием привлекательного образа, созданного рекламными кампаниями вокруг сигарет.

Миф: курение – проявление независимости

На самом деле, регулярное потребление табака приводит к развитию никотиновой зависимости.

Никотин является алкалоидом растительного происхождения, так же как героин и кокаин. И так же как героин и кокаин, он вызывает развитие психологической и физической зависимостей, влияя на поведенческие реакции человека хоть и в меньшей степени, чем эти наркотики.

Попадая в головной мозг, никотин взаимодействует с никотиновыми рецепторами, и в результате выделяется дофамин – вещество, которое оказывает положительное стимулирующее воздействие на центральную нервную систему. Довольно быстро в мозгу у курящего человека формируется рефлекс «покурил – получил удовольствие».  В результате у каждого курящего человека развивается болезнь – никотиновая зависимость.

Вывод: Курение – приводит к потере курильщиком  личной свободы и вводит в состояние постоянной  рабской зависимости от никотина.

Миф: курение – это проявление взрослости

Если учесть, что большинство курильщиков знакомятся со своей привычкой в возрасте до 18 лет, а  четверть курильщиков в мире начинает курить до 10 лет, то о взрослом осознанном  поведении не может быть и речи.

В молодом возрасте люди чаще недооцениваютриск развития никотиновой зависимости и трагических последствий для здоровья, связанных с табакокурением, и наоборот склонны переоцениватьважность привлекательного внешнего антуража, который создаётся вокруг сигарет рекламными кампаниями.

Неосознанность поступков и действий молодого курящего поколения подтверждается следующим фактом:

С возрастом риск попасть в зависимость резко падает, потому что ЛЮДИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧАЩЕ СОЗНАТЕЛЬНО ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ «ПЕРВОЙ СИГАРЕТЫ». 

Вывод: Курение в молодом возрасте – это признак незрелости и отсутствие способности реально оценивать последствия своих поступков. 

Сможет ли курильщик выбраться из этого круга, зависит от его силы воли, целеустремленности и решимости обрести свободу от табака.

А тем, кто не курит, РЕКОМЕНДУЕМ  НЕ ПРИУЧАТЬ СЕБЯ К ЭТОЙ ПАГУБНОЙ ЗАВИСИМОСТИ!

Если бросить курить самостоятельно не получается, обратитесь за помощью к специалисту.

5564.jpg

Внимание!  Возможны противопоказания.
Необходима консультация специалиста!